Тренинг для родителей в детском саду в средней группе

Тренинг для родителей в ДОУ на тему «Как общаться с ребенком». Средняя группа

Задачи:

■ формировать позитивный настрой на занятие;

■ вырабатывать новые навыки взаимодействия с ребенком;

■ повышать родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка;

■ знакомить родителей с конструктивными способами общения со своими детьми;

■ оптимизировать формы родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.

Ход занятия

Упражнение «Встаньте те, кто...»

Педагог-психолог. Добрый вечер, дорогие родители! Сегодня мы поговорим о том, как общаться в семье. Предлагаю сыграть в игру, которая поможет понять нам, что при всей непохожести мы — родители — сталкиваемся с одинаковыми проблемами.

Выбранный игрок называет какое-либо действие, совершаемое им по отношению к своему ребенку, начиная со слов «встаньте те, кто...» Все, кто совершал такое же действие, должны встать и очень быстро пересесть на другое место. Тот, кому не хватит места, начинает следующий круг игры.

Беседа «Об основных этапах развития общения ребенка с окружающими».

Педагог-психолог. Общение ребенка с другими людьми, так же как и другие характеристики (физическое состояние, мышление), проходит несколько закономерных этапов своего развития. От одного года до трех лет ребенок становится отдельной от матери личностью и демонстрирует это окружающим («я сам»). К трем годам жизни у ребенка уже сформированы навыки самообслуживания и он многое может делать сам. Наличие «кризиса трех лет» говорит о необходимости создания новых отношений с ребенком, новых форм общения. Дети начинают общаться со сверстниками в совместных играх. (Возраст «почемучки».) От трех до пяти лет у ребенка наблюдается новая форма общения со взрослыми. Главная особенность — сотрудничество в познавательной деятельности. В этом возрасте дети учитывают острую потребность в уважении старших, проявляют повышенную чувствительность к их отношению. Поэтому к любым вопросам ребенка нужно относиться серьезно и внимательно.

Отношение родителей к успеху и неуспеху ребенка в различных творческих и других областях способствует формированию у ребенка самооценки. Переоценка или недооценка способностей ребенка родителями влияют на его отношение со сверстниками.

Отчужденное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность. Ребенок может замкнуться в себе, стать неуверенным или, наоборот, агрессивным. В возрасте от пяти до семи лет наступает новый этап в общении ребенка со взрослыми. Беседы ребенка и взрослого сосредоточены на взрослом мире. Благодаря взрослому усваиваются нравственные законы, ребенок оценивает свои поступки и поступки окружающих. Родители выступают как образец поведения. К концу старшего дошкольного возраста у ребенка формируются и самопознание, и самооценка, и независимость в суждениях.

Правилом эффективного общения с ребенком является безусловное его принятие. Надо принимать ребенка таким, какой он есть, мы чаще критикуем, раздражаемся, ребенку кажется, что его не любят. Если выражаем недовольство, то не ребенком, а каким-то отдельным действием. Будьте внимательны к чувствам и желаниям ребенка.

Упражнение «Что может ребенок».

Педагог-психолог. Вторым правилом является помощь. Если ребенок не просит о помощи, не мешайте ему. Если ребенку трудно, обязательно помогите. Но выполняйте за него только то, что он не может выполнить сам.

Подумайте, что ваш ребенок может сделать сам, а что вместе с вами. А теперь напишите список дел, которые ребенок может выполнить самостоятельно, а которые только с вашей помощью.

Родители выполняют задание.

Упражнение «Помогалочки».

Педагог-психолог. Третьим правилом является дружелюбный тон общения. Позиция «над» вызывает у ребенка сопротивление, умейте идти на компромисс.

Часто бывает, что ваш ребенок что-то не хочет делать (убирать игрушки, одеваться утром). Давайте постараемся помочь ребенку некоторыми внешними средствами. Это могут быть картинки для напоминания, записки, схемы, инструкции, которыми ребенок может воспользоваться самостоятельно.

Родителям предлагается придумать картинки: «одевание утром», «на кухне», «уборка игрушек» и др.

Беседа «Слышащие родители».

Педагог-психолог. Четвертое правило — это быть с ребенком последовательными в воспитании. Если есть правила и режим, то они должны быть всегда.

Пятое правило предполагает активное слушание ребенка. Ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, ребенку важно дать понять, что вы знаете о его переживаниях («Я понимаю, что ты расстроен»).

Шестое правило запрещает использовать приказы, команды («Убери», «Перестань»), предупреждения («Не придешь вовремя — пеняй на себя»), нравоучения, советы, готовые решения, критику, выговоры, обвинения, обзывания, догадки («Небось опять подрался»), выспрашивание.

Упражнение «Вырази сочувствие».

Педагог-психолог. Давайте потренируемся слушать и слышать своего ребенка. Я вам буду предлагать различные ситуации, а вы будете активно слушать и выражать сочувствие ребенку, пришедшему к вам с проблемой.

Родители выполняют задания, которые предлагает педагог- психолог.

Упражнение «Что меня радует, что меня огорчает в моем ребенке».

Педагог-психолог. Седьмое правило указывает, что, если ребенок вызывает отрицательные переживания, ему необходимо сообщить об этом («Я на тебя злюсь»).

Восьмое правило гласит: «Выступайте от первого лица и говорите о себе, а не о поведении ребенка» («Я не люблю, когда дети ходят растрепанные»).

Не всегда ребенок вызывает положительные эмоции у родителей. Предлагаю вам записать, что вас радует, а что огорчает в вашем ребенке.

Родители составляют список, после чего идет обсуждение.

Педагог-психолог. Теперь вы знаете о необходимости конструктивного общения с детьми и можете найти оптимальные варианты решения педагогических ситуаций.

Похожие статьи:

Конспект итогового родительского собрания в средней группе в конце года

Родительский клуб в средней группе детского сада

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!