Литературные игры для старшеклассников

Литературные игры для учащихся 10-11 классов

1. Угадай литературного героя

Для проведения этой игры выбирается ведущий, который загадывает какого-либо литературного героя (по возможности, известного остальным играющим) и предлагает отгадать, кого он задумал. Угадывающие могут задавать ведущему любые вопросы, но только в такой форме, чтобы на них можно было ответить «да» или «нет» (например, нельзя спрашивать, как выглядит герой, вопрос необходимо сформулировать иначе: дается ли в произведении портрет героя?). Вопросы могут относиться не только непосредственно к самому герою, но и к произведению в целом, и к автору (Это произведение русской классической литературы XIX века? Древнерусской литературы? Автор эмигрировал из России после 1917 года? И т. п.). Выяснив с помощью подобных вопросов возраст, социальный статус, характер, род занятий героя и другие необходимые характеристики, угадывающие в конце концов называют данного персонажа. Само собой разумеется, что в игре необходимо утвердить ряд «запретов», чтобы исключить ситуации, когда играющие просто перечисляют подряд всех авторов или героев: задавать вопросы типа «Это произведение Чехова?» или «Это Базаров?» — можно не более трех раз. Приведем примеры такой игры и «разыграем» несколько ситуаций.

А

Это герой произведения русской классической литературы XIX века?

Нет.

Это герой произведения литературы XX века?

Да.

Автора можно отнести к представителям «серебряного века» русской литературы?

Нет.

Это литература второй половины XX века?

Да.

Автор этого произведения жив в настоящее время?

Да.

Герой — мужчина?

Да.

Он молодой?

Нет.

У него есть семья?

Да.

Он живет в городе?

Нет.

В деревне?

Сейчас — нет.

Некоторые вопросы, заданные игроками, могут не иметь жестко однозначного ответа; предположим, о Николае Петровиче Кирсанове, герое романа И. Тургенева «Отцы и дети», спросили, женат ли он; Тургенев сообщает читателю, что его герой был женат и овдовел. В таком случае ведущий может немного отступить от жесткой формы «да» — «нет» и позволить себе небольшое дополнительное замечание.

Герой был крестьянином?

Да.

Но на страницах произведения он занимается чем- то иным?

Да.

Он по своей воле сменил род занятий?

Нет.

Действие произведения происходит во время Великой Отечественной войны?

Нет.

В послевоенное время?

Да.

Он работает на каком-то заводе?

Нет.

В колхозе?

Нет.

В больнице?

Нет.

В школе?

Нет.

Когда все возможные варианты какого-то направления в поиске исчерпаны и «следствие» заходит в тупик, играющий может перейти к другой серии вопросов, оставив пока неразрешимый.

Автор этого произведения хорошо известен русскому читателю?

Да.

А зарубежному?

Да.

Он был лауреатом каких-нибудь премий в области литературы?

Да.

Он эмигрировал из России в 70-е годы?

Да.

Сейчас он живет за границей?

Нет.

Он был удостоен Нобелевской премии?

Да.

Это А.И. Солженицын?

Да.

Его произведение о жизни заключенных в лагерях?

Да.

«Архипелаг ГУЛАГ»?

Нет.

«Один день Ивана Денисовича»?

Да.

Герой — сам Иван Денисович?

Да.

Б

Это произведение написано в XX веке?

Да.

Это произведение зарубежной литературы?

Нет

Герой — женщина?

Нет.

Герой — молодой мужчина?

Нет.

Пожилой?

Да.

Это главный герой?

Нет.

Он играет важную роль в сюжете?

Нет.

Это эпизодический персонаж?

Да.

Он произносит много реплик?

Нет.

Он ничего не говорит?

Практически да.

Он произносит отдельные звуки?

Да.

Он крепостной крестьянин? (проигрывается версия: герой — Герасим из «Муму» Тургенева).

Нет.

Это драматическое произведение?

Да.

Комедия?

Да.

Это лекарь Гибнер, герой комедии Н. Гоголя «Ревизор»?

Нет.

Он богат?

Да.

У него есть семья?

Да.

Большая?

Да.

У него есть сын?

Нет.

У него несколько дочерей?

Да.

Он хочет выдать их замуж?

Да.

Герой плохо слышит?

Да.

Это князь Тугоуховский из комедии А. Грибоедова «Горе от ума»?

Да.

В

Это комический герой?

Нет.

Он принимает активное участие в сюжете?

В событиях — нет.

Его присутствие связано с любовной интригой?

Нет.

Его участие в событиях связано с общественно- политическими интересами?

Да.

Он герой драматургического произведения?

Нет.

В произведении изображены военные события? Да.

Это Великая Отечественная война?

Нет.

Гражданская?

Нет.

Этот герой — реальное историческое лицо?

Да.

Изображаются события XIX века?

Нет.

XVIII?

Нет.

Это «Слово о полку Игореве»?

Да.

Этот герой — воин?

Нет.

Это — князь Святослав?

Да.

2. Игра «Аукцион рифм»

Ведущий называет слово, а игроки подбирают к нему как можно больше рифм (ракета — комета — котлета — лето — вендетта — балета — смета — одета — паркета — конфета — света — ответа — согрета — буфета — кларнета — галета — совета — привета и т. д.). Игра может проводиться по принципу аукциона, когда все желающие подряд называют рифмы и выигрывает последний назвавший. Возможно использовать это задание для конкурса капитанов на какой-либо литературной игре: в таком случае игроки по очереди называют рифмы, если же капитан, до которого дошла очередь, не может назвать слова, он выбывает из игры, в таком варианте выигрывает оставшийся и не выбывший из игры. Особое внимание следует обратить на выбор слова, к которому будут подбираться рифмы. С одной стороны, предпочтительнее выбирать слова, потенциально имеющие множество рифменных пар, то есть оканчивающиеся на типичные для русского языка звуковые комплексы (весна — красна — тесна — Десна 

сон — небосклон — вагон — склон — клен — балкон , дело — смело — пело — тело — обогрело и т. д.), само собой разумеется, что слова, к которым практически невозможно подобрать рифму, разве что какую-нибудь экзотическую (аметистовый — перелистывай), для игры выбирать не стоит. С другой стороны, следует избегать грамматических форм, к которым можно подобрать великое, но однообразное множество рифмующихся слов (как правило, это глагольные формы на -ать, -ить, -ал, -ил). Вот пример рифменной цепочки, включающей разнообразные грамматические формы (это рифмы из стихотворения А. Сумарокова «Двадцать две рифмы»): взгляду — досаду — вертограду — младу — громаду — кладу — сряду — насяду — саду — винограду — чаду — граду — украду — яду — складу — гаду — награду — ладу — отраду — сзаду — аду. В игру можно вводить различные дополнительные правила: подбирать только точные рифмы или, наоборот, неточные, давать дополнительные баллы за подобранную составную или разноударную рифму и т. д. Одним из дополнительных заданий может быть следующее: включить все слова в одно предложение, увязав их по смыслу.

Аукцион может проводиться и на другом материале: назвать героев какого-либо литературного произведения (выбирать следует «многонаселенные» произведения — «Война и мир», «Тихий Дон» и т. п.), стихотворения, написанные определенным стихотворным размером (например, дактилем), тексты, названия которых построены по какому-то заданному принципу (например, в названиях встречается числительное, имя собственное и т. д.).

3. Буриме

Это всем известная литературная игра, которая заключается в коллективном (или индивидуальном) сочинении стихотворения на заданные рифмы. Варианты ее проведения также различны.

а) За основу берутся рифмы из стихотворения какого-либо поэта, причем достаточно традиционные, ориентирующие «сочинителей» на одну и ту же определенную тему, например, седая — леса — мерцая — небеса — белеет — окрест — цепенеет — звезд — пустыни — горой — долине — порой — зажжется — снег — пронесется — бег — молчанье — равнин — дыханье — один (рифменная цепочка явно задает четкое смысловое поле «природа — зима — одиночество»). После выполнения задания читается «оригинал» (как правило, выявляющий несовершенство только что созданных «поэтами» творений). Приведенные выше рифмы взяты из стихотворения И. Бунина:

Ночь и даль седая, —

В инее леса.

Звездами мерцая,

Светят небеса.

 

Звездный свет белеет,

И земля окрест

Стынет-цепенеет

В млечном свете звезд.

 

Тишина пустыни...

Четко за горой

На реке в долине

Треснет лед порой...

 

Метеор зажжется,

Озаряя снег...

Шорох пронесется:

Зверя легкий бег...

 

И опять молчанье...

В бледной мгле равнин,

Затаив дыханье,

Я стою один.

Другие варианты рифменных цепочек:

заря — гумнами — псаря — шумными — следы — курится — дрозды — хмурится — огней — долинами — скучней — звериными (И. Бунин «Туман»);

зубы — рогах — грубый — полях — шуму — уголке — думу — телке — сына — впрок — осиной — ветерок — свее — судьбой — шее — убой — тоще — рога — роща — луга (С. Есенин «Корова»);

света — лучи — этот — приручить — скажет — кровь — ляжет — любовь — смотреть — проклятый — взлететь — крылатой — туман — лица —. тюльпан — петлице (А. Ахматова «Смятение»);

сад — кочки — дрожат — огонечки — дерев — колоколами — оцепенев — крестами — тополя — ограды — поля — листопады — серебре — возникновение — нетопырей — шелестенье — мое — зное — родное — небытие (А. Белый «Ночью на кладбище») и т. д.;

б) «Серьезное» буриме. Рифмы также берутся из какого-либо стихотворения, но они достаточно сложны, не нацеливают на какую-то тему и допускают множество разнообразных интерпретаций. Это не шуточный эксперимент, а серьезное «поэтическое задание». Вот несколько вариантов такого задания:

светилен — покрывал — обессилен — припал — знали — стрела — забрале — мгла — портьерой — окно — уверуй — одно — филин — свеч — светилен — совлечь (Б. Пастернак «Зимняя ночь»);

свист — льдинок — лист — поединок — горох — лопатках — Фигаро — грядку — сыскать — доньях — садка — ладонях — духота — ольхою — хохотать — глухое (Б. Пастернак «Определение поэзии»);

пчелой — лира — мира — душой — ее — святотатца — всосаться — бытие — головой — бездны — подзвездный — пыльцой — киоск — по- лухмельная — накопляя — воск (В. Ходасевич «Трудолюбивою пчелой»).

в) Шуточное буриме. Для этого варианта выбирается рифменные цепочки, производящие явно комический эффект, их можно придумать самим или снова позаимствовать из каких-нибудь стихотворений (причем последние не обязательно должны быть смешны, общее содержание стихотворения может противоречить комизму рифменного «каркаса»). Здесь «удобны» рифмы, в которые можно вложить содержание, порой весьма далекое от оригинала. Вот пример такого буриме:

обманет — сердись — смирись — настанет — живет — уныло — пройдет — мило — это рифмы из стихотворения А. Пушкина «Если жизнь тебя обманет»:

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись.

День веселья, верь, настанет.

 

Сердце в будущем живет;

Настоящее уныло:

Все мгновенно, все пройдет;

Что пройдет, то будет мило.

Данные рифмы были предложены школьникам на одном из литературных конкурсов, и сочиненные ими варианты «встраивали» эту систему рифм в совершенно разнообразные контексты:

Если муж тебя обманет,

На него ты не сердись,

Прогони или смирись,

Все равно твой час настанет.

 

Если он с другой живет,

Не смотри на мир уныло.

Если рядом он пройдет —

Помаши рукою мило!

* * *

Правительство нас не обманет,

А если продаст — не сердись.

Ты с жизнию бедной смирись:

Богатство — оно не настанет.

 

Правительство тоже живет

Не то, что бы плохо — уныло,

Любая реформа пройдет —

Лишь это нам сладко и мило.

 

Если кто-то на уроке вдруг учителя обманет,

Сразу тот поставит двойку: сам попался — не сердись.

Если ты урок пропустишь, то такое тут настанет!

Уж не экспериментируй, с долей школьника смирись.

 

Если как-то на уроке станет вдруг тебе уныло,

Об учителе подумай, может, плохо он живет.

И не лей ему чернила, улыбаясь, в сумку мило,

И не ставь ему подножку, если мимо он пройдет.

 Другие варианты рифм для шуточного буриме:

Бежите — вопрос — трите — нос — благодарен — лучезарен — чего-с — морозы — нос — розы (Н. Некрасов «О погоде. Крещенские морозы»);

дней — ночей — продолжаются — днем — твоем — отзываются — дней — ночей — дни — ночи — очи — усни (Н. Некрасов «3<и>не»);

родильницу — скрежетать — чернильницу — мать — взлохмачены — овца — истрачены — конца — мозга — мигрень — розга — тюлень — иссякаю — найду — кусаю — жду (С. Черный «Переутомление»);

плюсом — рубль — флюсом — убыль — копейки — брешь — бумазейки — плешь — чижик — утра — рыжик — вчера — клизму — рот — пессимизму — орет — тараканы — слегка — стаканы — потолка (С. Черный «Обстановочка»);

яички — носы — личики — колбасы — взятки — тем — перчатках — крем — студни — животе — будни — мечте (С. Черный «Пасхальный перезвон»);

конца — лица — вперед — идет — рост — ост — брат — назад — кегельбан — капитан — молодой — водой — где — воде — рассвет — нет — людей — гвоздей (Н. Тихонов «Баллада о гвоздях»);

убил — был — порой — рекой — надел — сел — спешит — храпит — бока — седока — сил — утопил (В. Жуковский «Мщение»);

селедки — рядами — кроткий — даме — икорки — Риги — конторки — фиги — Париже — морошкой — жиже — ложкой — полковник — кулебяке — крыжовник — баки — бане — слаще — тумане — чаще (С. Черный «Русская лавочка»);

мало — ширь — утешало — пузырь — умер — подлец — юмор — мертвец — жизни — идеал — брызни — хохотал (Дон Аминадо «Друг-читатель»)..

Литературный театр

Этот тип коллективных игр включает в себя разнообразные инсценировки и может быть использовав при проведении различных литературных игр, творческих конкурсов, КВНов как домашнее задание или в качестве быстрой импровизации.

а) Театральные стилизации

Для этого конкурса выбирается какой-либо общеизвестный сюжет (басни, сказки, мифа и т. п.), который разыгрывается на иной художественной территории («переделывается» в другой жанр, направление, трансформируется в соответствии со стилевой системой какого-то автора и т. д.). Вот примеры подобных заданий:

Трансформировать сюжет рассказа А. П. Чехова «Хамелеон» в следующие жанры:

нравоучительную повесть «Не дразните собак»; детектив «Пропала собака по кличке Дружок»; мелодраму «О бедной собаке замолвите слово»; роман ужасов «Собака Баскервилей»; драму абсурда «Лысая собака».

Представить миф о яблоке раздора в стилистике следующих направлений:

классицизм («Борьба за власть»);

романтизм («Борьба за огонь»);

натурализм («Борьба за найденную на тротуаре галошу»);

социалистический реализм («Борьба за путевку на съезд передовиков производства»).

Разыграть сказку «Красная Шапочка» так, как бы это сделали символисты или футуристы.

Превратить басню в один из жанров современной массовой культуры:

китайский боевик «Волк и ягненок»;

мексиканская мелодрама «Лебедь, щука и рак»;

американский фильм ужасов «Демьянова уха»;

японская фантастика «Ворона и лисица».

Представить сказку «Курочка Ряба» в следующих драматических жанрах: водевиль;

трагедия;

миракль;

фарс;

моралите (определения жанров см. в Краткой литературной энциклопедии или Литературном энциклопедическом словаре).

 

Превратить басню «Демьянова уха» в

«Божественную комедию »;

«Преступление и наказание»;

«Кому на Руси жить хорошо»;

«Герой нашего времени».

б) Пантомимы

Этот конкурс проводится следующим образом: одна команда разыгрывает как пантомиму какое-либо литературное произведение (сказку, басню, загадку, пословицу, рассказ и т. д.), а другая отгадывает, что стало материалом для пантомимы.

Похожие статьи:

Викторины по литературе с ответами, 10 класс

Литературная викторина для старшеклассников с ответами

Викторина по рассказу Астафьева «Белогрудка» с ответами

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!